Я патриот. Я воздух русский, я землю русскую люблю. Я верю, что нигде на свете второй такой не отыщу.
Навигация
Топ новостей
    Архив сайта
    Ноябрь 2014 (2)
    Сентябрь 2014 (2)
    Июнь 2014 (4)
    Февраль 2014 (2)
    Январь 2014 (2)
    Декабрь 2013 (62)
    ПОТЁМКИН Пётр Петрович - философ. Часть 2
    Автор: MARISHS | 27-11-2012, 17:35


    После выхода сборника за созданную в нем галерею городских типов современники назвали нашего земляка Кустодиевым русской поэзии.

    Любопытны высказывания Николая Гумилёва, человека, к чьему мнению прислушивались в поэтических кругах, о творчестве Потёмкина Петра Петровича . Гумилев писал о Потемкине в 1909 г. ("Аполлон», 2) о попытке этого поэта «написать поэму из современной жизни». Хотя стих отличается ясностью (серьезная похвала в устах Гумилева), поэма в целом оказалась неудачной. У Потемкина «пока мало данных писать большие вещи», — суммирует свое впечатление Гумилев. В следующем году в «Аполлоне» появилась статья Гумилева «Поэзия в «Весах». Серьезным упущением этого журнала Гумилев считал «непривлечение к сотрудничеству П. Потемкина, одного из самых своеобразных молодых поэтов современности». В своей другой статье в том же номере «Аполлона» (8, 1910), лишь упоминая Потемкина, Гумилев относит его к числу поэтов, создававших свой стиль. Другой краткий отзыв находим у Гумилева в его рецензии на вышедшую в 1911 г. «Антологию» книгоиздательства «Мусагет»: «Неровны, как всегда, стихи Петра Потемкина, хотя теперь удачных выражений у него больше, чем неудачных». И, наконец, в 1912 г. Гумилев пишет рецензию на только что вышедший в свет сборник стихов Потемкина «Герань». «Кажется поэт, наконец, нашел себя. С изумительной легкостью и быстротой, но быстротой карандаша, а не фотографического аппарата, рисует он гротески нашего города, всегда удивляющие, всегда правдоподобные». (В. Крейд в книге «Ковчег. Поэзия первой эмиграции». Москва, Издательство политической литературы, 1991).

    Нам, орловцам, интересно познакомиться со стихотворением о нашем городе, вошедшим в книгу. Вот отрывок из стихотворения «Безвыходное положение»:
    Как пойдешь по Болховской
    И свернешь направо,
    Будет садик небольшой,
    А за ним канава.
    За канавой будет дом,
    В доме три окошка.
    Каждый полдень на одном
    Спину греет кошка.
    Два горшочка на других -
    С розой и лимоном.
    Домик светел, тепел, тих,
    Даром, что с наклоном!..

    В 1912-1916 г.г. Потёмкин Пётр Петрович выступал как детский писатель в журнале «Галчонок», был постоянным фельетонистом газеты «День», писал репортажи об авиаторах и шахматистах, писал прозаические произведения, сотрудничал в журналах «Солнце России», «Аргус», «Синий журнал», газетах «Русская молва» и «Русское слово». Кроме этого он вёл театральную и балетную хронику. Он пытался найти себя в стилизованных романсах, переводах из Шамиссо и Ведекинда, собирал народные частушки, задумывал поэму «На рассвете», которая осталась неоконченной. Не состоялось и издание сборника «Париж», написанного в 1913 г. после поездки во Францию.

    Один из друзей поэта вспоминал, что Потёмкин Пётр Петрович стал тяготиться суетным театральным миром, «знал, что занимается поэтическими пустяками, что талант его уходит всё глубже в него и нет ему выхода».

    Началась Первая мировая война. Все меньше и меньше стало собираться посетителей в «Бродячей собаке», одни ушли на войну, другие перестали появляться в любимом кафе, понимая неуместность продолжения богемной жизни в тяжелое для страны время. А через некоторое время «Бродячая собака» была закрыта за нарушение сухого закона, объявленного правительством на время войны.

    Наступил 1917 год. Одна за другой в России произошла Февральская, а затем Октябрьская революция. Началась гражданская война, разруха, голод. Страна и народ были расколоты на два враждующих, непримиримых лагеря. Трагедия людей искусства, в число которых входил и Потёмкин Пётр Петрович , заключалась ещё и в том, что на протяжении многих лет они фактически участвовали своим творчеством, своими стихами, сатирическими статьями в расшатывании основ старого строя, в создании атмосферы неизбежного его краха и создания нового, справедливого, демократического строя. Однако то, что произошло в стране после победы большевиков, оказалось далеко от тех идеалов, о которых мечтала русская интеллигенция. Журнал «Сатирикон» выступил с большой статьёй, в которой говорилось о разочаровании в Октябрьской революции, которую журнал в своё время горячо поддержал. После этого журнал был закрыт. Над коллективом редакции нависла реальная угроза физической расправы. В это время Потёмкин Пётр Петрович находился со второй женой и маленькой дочерью на юге страны. В ноябре 1920 г. Он был вынужден эмигрировать: из Одессы уехал в Бессарабию, переплыв на лодке Днестр.
    «Мы пришли по обмерзшей отмели
    В эту ночь, в последний раз,
    Мы из чаши бедствий отпили
    Слишком много, будет с нас.
    Пусть челнок неверно выдолблен,
    Пусть коварен ледоход.
    Приговор судьбою вымолвлен,
    Вспять река не потечет.
    Облаками серебристыми
    Ясный месяц запылен.
    Кто наш челн причалит к пристани,
    Одиссей или Харон?»

    Из Бессарабии Потемкин переехал в Чехословакию и жил в Праге вплоть до 1924 г. Был членом правления и казначеем Союза русских писателей, организовал «Устный альманах», в котором выступали члены литературных кружков «Скит поэтов» и «Таверна поэтов», сотрудничал в варшавской газете «За свободу». Много времени Потёмкин Пётр Петрович посвятил переводам чешских поэтов, готовил к изданию «Антологию чешской поэзии».

    В 1923 году в Берлине вышла его книга «Отцветшая герань» с подзаголовком: «То, чего не будет». Тональность сборника свидетельствовала, что поэт не питал никаких надежд на восстановление старого строя в России и возвращении на родину. Хотя в стихотворениях он любовно смакует каждую деталь прошлого, романтизирует милый его сердцу петербургский и провинциальный российский быт, но всё чаще звучит тема одиночества, бесцельности бытия.
    Ну да, живу. По капле дни
    Текут в бадью пустой надежды.
    И нету праздничной одежды
    Для тех, кто, как и мы, одни.
    Есть солнце, но оно не наше,
    Есть ветер, но не ласков он…

    Есть и более безысходные строчки, приходившие в минуты самые мрачные:
    Ах, если б о косяк проклятый
    Хватиться насмерть головой!

    И в то же время жизнелюбивая, деятельная натура Потёмкина Петра Петровича заставляет его много трудиться, везде успевать, откликаться на происходящие в России и Европе события. Он печатается в газетах и журналах Бухареста, Праги, Берлина, Варшавы, Риги. Пишет новые скетчи и пьесы. В 1924 году в Берлине вышла его детская книжка «Зелёная шляпа. Книжка-картинка для детей». В этом же году Потёмкин Пётр Петрович переехал в Париж, где стал сотрудничать в газете «Последние новости» и журнале «Жар-птица». Совместно с С. Поляковым-Литовцевым руководил литературным отделом театра «Еврейское зеркало», писал театральные миниатюры для оказавшихся в эмиграции театров «Летучая мышь» и «Бродячая собака», в парижском Доме артиста шли его скетчи «Факир», «Кафе-крем», «Шашлычники». В 1924 г. совместно с Поляковым-Литовцевым написал комедию «Дон-Жуан — супруг Смерти», которая с большим успехом шла в «Театре независимых» в Риме.

    В 1925 г. Потёмкин начал писать роман из жизни шахматистов, поместил в «Последних новостях» восторженную статью о столетнем юбилее московского Большого театра. Последнее лето своей жизни провел в Венеции, где снимался в кинофильме «Казанова». На площади Сен-Марко поставили настоящий венецианский карнавал, который Потёмкин описал в очерке «В городе дожей и гондол». В это же время итальянская оперная комиссия заказала ему оперетку. Когда съёмки «Казановы» были закончены, Потёмкин вернулся в Париж, где, наконец, после долгих лет скитаний приобрёл собственную квартиру близ Венсенского леса.

    В 1926 году он организовал в Париже шахматный клуб, или, как тогда было принято говорить, кружок. Потемкин был сильным шахматистом. Он увлёкся шахматами, учась в университете, а познакомился с древней игрой, может быть, ещё в детском возрасте. На чемпионатах Петербурга занимал призовые места, вёл шахматный раздел в одном из петербургских журналов. Ещё в России он неоднократно встречался с Александром Алехиным, будущим чемпионом мира. Увлечение шахматами у Потёмкина Петра Петровича было так сильно, любил игру он так страстно, что порой это увлечение выступало у Потёмкина Петра Петровича на первый план, и тогда он на какое-то время забывал даже о стихах. В организованном Потемкиным шахматном клубе встречались знакомые и незнакомые эмигранты. Они собирались здесь не только для того, чтобы поиграть в шахматы, но и просто поделиться новостями, поговорить о жизни, узнать новости из России. Среди посетителей кружка было очень много таксистов, приезжавших сюда после трудового дня. В те годы большинство таксистов в Париже состояло из русских эмигрантов, часто людей с университетским образованием, всесторонне эрудированных, многие из которых были российскими дворянами. Шахматный кружок Потемкина стал очень известен в Париже, он стал в некотором роде достопримечательностью французской столицы.

    Но не долго руководил кружком Потемкин. Судьба сложилась так, что в тот год, когда он приобрел, наконец, свою крышу над головой, когда он организовал в Париже шахматный кружок, который мог бы на какое-то время отвлечь его от тоски по родине, от тяжелых мыслей, 19 октября 1926 г. он заболел гриппом, а через два дня после сильного сердечного приступа скончался. Было Петру Потёмкину в 1926 году сорок лет. Похоронили его на кладбище Пантен, а позже перевезли тело в постоянный склеп Тургеневского общества на кладбище Пер-Лашез.

    Возвращаются на Родину незаслуженно забытые имена её славных сыновей, разбросанных по всему миру. Вернулось к нам и имя Петра Потёмкина Петра Петровича . Случилось это благодаря таким краеведам, как В. А. Власов, который тридцать с лишним лет тому назад начал поиски материалов о поэте-орловце. По материалам статей, написанных им за тридцать лет о Потёмкине Петре Петровича , а также многочисленным, но часто повторяющим друг друга ссылкам в Интернете и подготовлен этот материал.

    PS. Хотелось бы узнать о судьбе семьи Потёмкина Петра Петровича , его жены Любови Дмитриевны и дочери Ирины, с которыми он оказался в эмиграции. Что сталось с архивом, живописными произведениями, рисунками, сохранились ли? Известно многое, но хотелось бы узнать ещё больше…





    Другие новости по теме:
    Просмотров: 952 | Комментариев: (0) | В закладки: | |    
    Опрос сайта
    Вы патриот города Орёл?

    Панель управления
    Регистрация | Напомнить?






      Логин:
    Пароль:
    Друзья сайта
    Бесплатная библиотека
    Дизайн Вашего сайта
    Рейтинг@Mail.ru
    O r e l m e n . r u
     Издательство: Патриот города Орёл.
     Редактор: Бородин Сергей
     Верстка: Raven Black
     Перепечатка: Использование и распространение материалов сайта одобряется
     Адрес: Россия, г. Орёл, ул. Гостиная 2
     Соцсети: ВК, ОК, Facebook
     Периодичность: всегда с Вами
     Цена: информация беcценна
     Сайт работает до последнего посетителя.
    Цель сайта orelmen.ru рассказать о славной истории Города Первого Салюта, об известных жителях города Орёл. Распространяя информацию о городе Орёл, Вы вносите вклад в развитие историко-патриотического движения нашего города. Гордитесь нашей историей, любите город Орёл.
    Сделаем город Орёл лучше совместными усилиями
    .