Я патриот. Я воздух русский, я землю русскую люблю. Я верю, что нигде на свете второй такой не отыщу.
Навигация
Топ новостей
    Архив сайта
    Ноябрь 2014 (2)
    Сентябрь 2014 (2)
    Июнь 2014 (4)
    Февраль 2014 (2)
    Январь 2014 (2)
    Декабрь 2013 (62)
    ОБОЛЕНСКИЙ Леонид Егорович - философ, социолог
    Автор: MARISHS | 2-12-2012, 15:58


    Оболенский Леонид Егорович - (9(21).03.1845, Малоархангельск - 23.09(6.10).1906) - философ, социолог, журналист и писатель. В 60-е гг. XIX в. был слушателем Петербургского ун-та и Медико-хирургической академии (курс естественных наук), Московского ун-та (философии и юриспруденции). Естественно-научная и философско-правовая направленность интересов Оболенского Леонида Егоровича способствовала успеху его деятельности в качестве редактора журн. "Свет" (1878-1879), "Мысль" (1880-1881), "Русское богатство" (1882-1891), сотрудника журн. "Русская мысль", "Вопросы философии и психологии ". Мировоззренческую позицию Оболенский Леонид Егорович можно определить как позитивистско-народническую. О либерально-народнических настроениях свидетельствуют его социологические воззрения: защита идеи общинного землевладения, трактовка прогресса как "нравственного обновления мира изнутри", обязательными условиями к-рого являются воспитание и просвещение, отсюда подчеркивание особой роли интеллигенции, необходимости формирования у нее чувства "органической связи" с народом как существенного фактора самобытного развития России. Что касается позитивизма, то Оболенский Леонид Егорович эволюционировал от принятия в 60-е гг. взглядов Оболенского Леонида Егоровича Конта к его критике, попыткам создать собственную систему (80-90-е гг.), близкую к позициям эмпириокритицизма. Наиболее полно свои взгляды он изложил в "Истории мысли" (1901). Его "панфилософия" представляет один из вариантов идеалистически истолкованного спинозизма, объединенного с "монодуализмом" Грота. Созданная им концепция являлась примером критики материализма и идеализма с позиций, претендующих стать выше "бесплодных пререканий" данных направлений, ошибка к-рых, по его мнению, заключалась в "неправильной постановке вопроса". Оболенский Леонид Егорович считал, что сам факт существования сознания требует допущения некоей мировой субстанции, в к-рой осуществляется синтез субъективного и объективного, полное слияние материи и духа в едином целом. Согласно его "панфилософии", "то, что материалисты называют материей, есть только объективная сторона мировой субстанции", но у "мирового бытия есть субъективная сторона". Исходя из утверждения о том, что "мы сами и весь мир состоит из одной и той же первоматерии", Оболенский Леонид Егорович допускал возможность существования сознания не только в мировой субстанции, но и в "каждой точке этой субстанции", др. словами, несмотря на провозглашение монистического начала - "единой однородной материально-идеальной субстанции", Оболенский Леонид Егорович оставался на позициях плюрализма. Разрывая в плюралистическом духе соотношение сущности и бытия, он признавал возможным познание лишь отдельных сторон явления, познание же сущности им отрицалось. Плюралистическая позиция проявлялась и в его социологических взглядах, основанных на механистическом представлении о множественности. Об-во с этой т. зр. есть совокупность личностей, а личность - совокупность физических, нравственных и умственных потребностей, отсюда общественный прогресс сужался до уровня "психологической ситуации", подменялся абстрактным морализированием. Достижение социального идеала представлялось как погружение во внутренний мир личности, воздействие на нее в смысле "наибольшей социальности". Органицизм во взглядах на об-во, свойственный Оболенский Леонид Егорович в первый период деятельности, сменился интересом к теории "малых групп". Введение различия между прогрессом (сознательной реализацией "блага человека") и эволюцией (сменой явлений в силу действия объективных факторов) не имело существенного значения, т. к. "пружиной и самоцелью истории" объявлялась борьба за изменение потребностей индивидов. О. рассматривал мораль как совокупность правил, творимых "повелевающим началом", действующих автономно в сфере сознания. Источником нравственного сознания объявлялось чувство любви. Только с ее учетом, считал он, могут рассматриваться такие понятия этики, как счастье, долг, совесть, честь, входящие в этот высший нравственный принцип как его формальные признаки. В целом в статьях Оболенский Леонид Егорович по этике отсутствует разработанная категориальная система, что представляет собой следствие эклектизма, а, в конечном счете, проявление плюралистического подхода.




    Другие новости по теме:
    Просмотров: 925 | Комментариев: (0) | В закладки: | |    
    Опрос сайта
    Вы патриот города Орёл?

    Панель управления
    Регистрация | Напомнить?






      Логин:
    Пароль:
    Друзья сайта
    Бесплатная библиотека
    Дизайн Вашего сайта
    Рейтинг@Mail.ru
    O r e l m e n . r u
     Издательство: Патриот города Орёл.
     Редактор: Бородин Сергей
     Верстка: Raven Black
     Перепечатка: Использование и распространение материалов сайта одобряется
     Адрес: Россия, г. Орёл, ул. Гостиная 2
     Соцсети: ВК, ОК, Facebook
     Периодичность: всегда с Вами
     Цена: информация беcценна
     Сайт работает до последнего посетителя.
    Цель сайта orelmen.ru рассказать о славной истории Города Первого Салюта, об известных жителях города Орёл. Распространяя информацию о городе Орёл, Вы вносите вклад в развитие историко-патриотического движения нашего города. Гордитесь нашей историей, любите город Орёл.
    Сделаем город Орёл лучше совместными усилиями
    .